телефоны

+7(351)7299936

+79222339000

mail@motex.ru

 

 

 

 

Самодельная гусеница к автомобилю.

Внимание! Статья постоянно дополняется! 

         Эта статья посвящена энтузиастам гусеничного транспорта. Безусловно, пик шик и блеск гусеничных машин это никакие не танки, тракторы и экскаваторы. Это все слишком тяжелые машины, которые просто не могут передвигаться на обыкновенных колесах. Ближе подходят снегоходы. Высокая удельная мощность этих машин и применение автомобильных технологий массовой серии значительно продвигают эти машины к пьедесталу гусеничной техники. Но есть, как говорится, одно но! Эти машины не являются чисто гусеничными. Значительную и очень важную часть веса на этой технике несут лыжи. И что является совсем прискорбным так это принцип управления снегоходов – телега впереди лошади. Лучше снегоходов сегодня скажем, почти самодельные, американские разработки и наши вездеходы. Это ГАЗ34039(ГАЗ-71, ГТ-СМ) – самая массовая машина производства Заволжского Завода Гусеничных Тягачей. МТ-ЛБ(МТ-Лбу, МТ-ЛБВ, ХТЗ-10НК, ТГМ-126, ХТЗ-26Н) – на сегодня вторая по массовости машина производства Харьковского Тракторного Завода (Украина). ГТ-Т(«ГЭТ», ГТ-Т21, ГТ-ТБ) – проверенная временем «покорительница Севера» производства АО «Семипалатинский машиностроительный завод» (Казахстан). Если делать полный обзор, можно включить еще несколько машин и производителей. Но статья не об этом. У всех этих машин есть одна черта, которая не сильно нравится мне, да и всем кому я пишу эту статью. Это – гусеничные транспортеры. Т.е. машины, предназначенные для перевозки грузов по тем местам, где «колесу» делать нечего. Их эффективность возрастает с увеличением грузоподъемности. А поскольку грузоподъемность таких машин составляет только 20-40% от снаряженной массы, то размеры и вес машин стремительно растут, порождая монстров типа «Витязь» ДТ-30 и Хаски-8. Это мне, пишущему эту статью, да и вам, ее читающим становится ну совсем не интересным.

         Нам всем интересно, что, во-первых, совершенного гусеничного вездехода купить невозможно, во-вторых, что его, этот самый может и не совсем совершенный, ну почти, можно, оказывается, сделать своими руками, хотя бы и почти.

         Нет, здесь не будет обсуждаться очередной «каракат» из журнала «Моделист-Конструктор» за 197-какой-то год. Нас интересует вполне надежная и мощная машина получше многих, которые "показывают по телевизору" или "на выложенном видео" в сети.

Чем же интересен вариант «автомобильного» гусеничного вездехода?
Там где нет необходимости перевозить тонны непомерные «груза» на дальности в сотни км и, главное – «плавать», оказывается можно сделать совсем не тяжелую машинку массой 1,5-3т с грузоподъемностью 400-800кг. Этакий «УАЗ» в гусеничном варианте. Если порыться по просторам интер-нета, то все современные производители-разработчики вездеходов пытаются сделать подобные машины. Начиная от «монстров» отечественного машиностроения http://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-3409 ,у которых, как в том анекдоте - сколько не проектируй все одно «паровоз» получается, который ГАЗ-71(34039), в данном случае «Ирбис» http://ru.wikipedia.org/wiki/ГАЗ-34039K массой ажно под 6т. Через всякие разные http://kzno.ru/ СМ-581 (с нашей точки зрения недоделанные, кроме того что совсем недешевые) и заканчивая http://motex.ru/mt08r.html то есть нашими разработками – МТ-04…08. У всех получается под 2млн.руб. и никак не дешевле L Все эти машины роднит желание покупателя получить «УАЗ» на гусеницах». Есть в отечественном машиностроении и непосредственно такая машина, то есть именно «УАЗ» и именно на гусеницах - http://www.zvm-nn.ru/info/uzola/ Но… Эти ребята снимают «сливки» :( Почему? Сейчас разберемся :)

При изготовлении гусеничного вездехода значительную часть работ и материалов составляют «автомобильные» системы. Двигатель сам по себе – в воздухе, никому не нужен. А его «подвеска», стыковка с трансмиссией, навесное оборудование, монтаж в электросистему машины составляют «силовой агрегат». Все это в автомобиле уже присутствует. Как и «салон» и его системы оборудования. Как то двери, остекление, отопление, «места для сидения» и «органы управления» машиной в целом. Отдельная головная боль – электросистема. Она пронизывает всю машину и поэтому очень трудоемка. Не складывать же все «мозги-кабеля» вместе с «фарами», «печками» и «стартер-генратор-аккумуляторами» в отдельный ящик? В автомобиле эти системы уже «имеют место быть». В готовом к использованию виде. Так вот эти крутые новгородские ребята берут все автомобильные системы «в готовом виде» ажно за 400 тыров и прикладывают «гусеничный ход» с «главной передачей» и «механизмом поворота». Сколько получают цену? За 2,5 млн.? Учитывая недостаточную удельную мощность, которой и для «УАЗ»-ика не хватает? А для «гусеничника» она ой как нужна и важна. А проблемы с «плавом», обусловленные «автомобильным» потоком охлаждающего воздуха и вентиляции? А недоработанная гусеница, которая без «уширителей» никому не нужна и теряющая их при каждом удобном случае из-за недостаточной прочности? А вы думали зря по схеме «автомобиль+гусеница» не идут вышеперечисленные производители?

Но как все-таки заманчиво направление – «поставить автомобиль на гусеницы» J
Его плюсы уже начали прорисовываться! Максимально использовать все «системы» автомобиля. Задействовать уже имеющуюся машину вместо покупки новой. Ведь на том, что получится, надо ехать на «рыбалку-охоту». Т.е. в «тайгу», «тундру» и пр. «гОвны». Зачем гробить бешенные «лимоны»? Ведь можно обойтись 10-летней и даже более старой, но еще вполне прочной и надежной и, главное - очень дорогой воспоминаниями и даже где-то любимой «тачкой»? Вместо тупой «процедуры утилизации», которая часто сводится к полной переборке с целью установить всякий хлам, не подлежащий дальнейшей эксплуатации? Стоимость получившегося вездехода можно упихать во вполне приемлемые 500 000 рублей. С учетом всех наворотов как то электролебедка, кенгурятники и пр.
Да! Ничего даром не проходит! Есть и минусы. Придется забыть о «плаве» и переправе через «реки-озера». Машина получится высокой и не такой остойчивой, как «настоящий» гусеничный вездеход. Большая площадь остекления несколько мешает в «лесу-тайге». Да и грузоподъемности надо бы добавить.
Но есть и плюсы. Как запланированные, вроде топливной экономичности. Ведь «поехать на охоту» с некоторых пор стало означать до тонны солярки! А здесь хоть бензинка и катится не так легко, но все одно дешевле, чем ЯМЗ-238 «кормить»! Так и не запланированные – обзор, комфорт и другие авто-мелочи вроде бардачков и раскладывающихся сидений с салонами-трансформерами.
Хоть в общем-то идея и ясна, однако ж конструктивное воплощение обладает, так сказать, «трудностями». «Плавали-знаем!» Именно в нашем предприятии в 1994г. появилась 1я конструктивная проработка «Метелицы», т.е. «Нивы» на гусеницах. И была отвергнута. В результате автор подался с идеями и чертежами на сторону. Теперь «Метелица» не наша. Почему такую замечетельную идею отвергли? Ответ прост – этой машине требовался «механизм поворота»! Возможно не все читающие знают что такое «механизм поворота» и какие функции от него нужны. Поясню на примере той же «Метелицы». Вместо специального механизма там использованы рабочие тормозные цилиндры левого и правого задних колес. Только управление переделано (о чем кстати производитель помалкивает) чтобы тормозить либо левую, либо правую гусеницу. Крутящий же момент подводится к гусеницам через главную передачу ВАЗ2103 и стандартный дифференциал. Во время поворта необходимо обеспечить разную скорость движения гусениц. Соответственно такая разность достигается торможением одной гусеницы. Только вот незадача – если 1 гусеницу тормозим вторая норовит ускориться! В результате нагрузка на двигатель повышается. Есму и так тяжело гусеницы перекручивать, а тут еще дифер нагружает :( Вот «американский подход», т.е. поставим движок помощнее, да «литража» добавим – такое повышение нагрузки переваривает. У них все гусеничники на базе автомобилей имеют такой «механизм поворота». А «Нива» - «дохнет», там своего-то движка и для автомобильных нагрузок маловато, а уж про гусеницу :( :( :( Думаете – «Мне скорость не важна, главное проехать»? Однако ж это далеко не правильно. На болоте машина чувствует любое мало-мальскоен «окно» и норовит повернуть к нему самостоятельно :( А как же иначе? Ведь с этой стороны гусеница встречает больлшее сопротивление! А другая, под которой плотнее торф, «забегает»! Та же «хохма» на глубоком снегу :(  И ведь что противно: начинаешь подруливать рулем - ан дудки! Тут-то движок и «дохнет» :( Задним ходом тока … Короче «не езда, а ерзанье» :( Причем натуральное – вперед-назад, вперед-назад и т.д. и т.п. Думаете это все? Вы не забыли, что мощность с одной гусеницы на другую «перетекает» через дифференциал? На «Ниве» он и так-то «дохловат», а уж такие нагрузки его вообще «давят». Сыплются там дифференциалы :( Даже «Газелевские» и те толком не стоят :( Вот поэтому и отвергли…
Однако прошло уж сколько лет, а идея не умерла! Машины продолжают покупать и даже как-то эксплуатировать! Видно другие перечисленные выше плюсы весят все-таки солидно. Что же делать? Мы предлагаем:

  1. Разработать «механизм поворота». Не один год ушел на обдумывание решения и поиск приемлемых вариантов. Вроде бы проще всего было «впендюрить» любимый механизм поворота российских вездеходчиков – «главную передачу» ГАЗ-71, которая в себе содержит и бортовые фрикционы и тормоза. Но есть сразу несколько проблем. Малое передаточное число конической пары этого агрегата приведет к перегрузке двигателя и коробки передач автомобиля. А система тяг для управления сразу 4мя системами, да еще без «лодки» (о «лодке» следует упомянуть отдельно: автомобиль приспособлен к подводу воздуха для охлаждения всех агрегатов снизу, именно это основная причина отсутствия «плава» у гусеничного вездехода на базе автомобиля – опусти его в лодку, перегреется все от картера двигателя до дифференциала и выхлопной трубы), открытая всему, что валяется на земле, станет неработоспособной очень быстро. Если вообще будет смонтирована. Уж очень она громоздкая и неудобная получается.
  2. Использовать «авто» полегче и помощнее. Эээхххх… Еще бы и «автомат» на вездеход определить!!!

Есть такое предложение!!!
Естественно разработан «механизм поворота»!!! А в качестве базового «авто» можно использовать «переднеприводку». И даже «праворульку» с «автоматом»! Но и «зубила» - полегче и помощнее «Нивы», тоже нормально получится.
СТОИМОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА С ВАШИМ БАЗОВЫМ АВТОМОБИЛЕМ 350-400 тыс. руб. ЭТО БУДЕТ ИМЕННО ТО О ЧЕМ ВЫ МЕЧТАЛИ!!!

 

Ну и, если Вы дочитали настоящую статью до конца, и все еще хотите гусеничник – звоните нам: 8(351)7299936, +79222339000. Поможем!

А вот так вообще нельзя делать гусеничники:

На маленьком рисунке показан перекос гусеницы, а ведь эта китайская чудо-машина еще и до болота не доехала ;)

Такие гусеницы аккурат в "Моделисте-Конструкторе" и рисовали :))))

Американский подход - мощный движок решает все! Или в интерпретации русских самодльщиков: "Полететь можно и на заборе, главное чтобы движка хватило!" ;) Конечно не так дешево как хочется, но вполне ходимо.

 


Короче звоните: 8(351)7299936, +79222339000. Поговорим, поможем!

PS: Сегодня, 31.03.2012г. приступили к разработке механизма поворота и для тяжелых машин типа джипов и пр. где-то до 3т. массы базового автомобиля. Так что можем поставить на гусеницы и УАЗ-таблетку-буханку и Крузаков и вообще почти все что Вам захочется ;)